
Испанский плакат времен Гражданской войны 1936-1939 гг. призывает бороться с «пятой колонной»
Термин «пятая колонна» в последние годы довольно часто муссируется в высокой политике и околополитических разговорах простых обывателей. Тем не менее, не каждый человек, употребляющий это слово, правильно понимает его значение.
Откуда взялся термин «пятая колонна»?
Определить, кто именно впервые употребил данное словосочетание в смысле, близком к современному, довольно сложно, хотя зародился этот термин относительно недавно. Большинство исследователей считают, что понятие «пятой колонны» зародилось в Испании во времена Гражданской войны 1936-1939 годов. Тогда «пятой колонной» называли саботажников и диверсантов, действующих на стороне генерала Франко – по «легенде», его армии наступали на Мадрид в составе четырех колонн, а пятая была внутри города, не будучи непосредственно армейской группировкой. Термин был быстро подхвачен противниками Франко, республиканцами, в результате чего скоро распространился сначала по Испании, а потом и по всему миру – уже во время Второй мировой войны 1939-1945 годов словосочетание «пятая колонна» активно использовалось по всей Европе для обозначения людей, способствующих захвату собственной страны нацистскими войсками.
Современное значение
Словосочетание «пятая колонна» успело утратить свое изначальное правое (в плане политической ориентации) значение, но сохранило изначальный общий смысл. «Пятой колонной» в данный момент называют внутреннего врага, или, иногда – внутреннего политического противника, курс которого радикально отличается от курса правящего режима. При этом совсем не обязательно под «врагом» подразумевается вооруженный диверсант – современные представители «пятой колонны», которая, как Вы понимаете, явление весьма условное, может быть любой человек, которого можно обвинить в том или ином явном или мнимом подрыве государственных устоев. Помимо террористов и политических оппонентов, к «пятой колонне» часто относят также и бизнесменов, которые имеют интересы за границей, а поэтому теоретически могут быть верны своим международным (или заграничным) интересам больше, чем интересам своего государства. В современной России под влиянием пропаганды к «пятой колонне» периодически относят людей, которые весьма от этого далеки – к большим критикам власти относятся, например, такие музыканты, как Шевчук и Макаревич.